Игорь Тальков: “Мой идеал – Иисус Христос”

6 октября исполняется 25 лет со дня трагической гибели Игоря Талькова – певца, поэта и настоящего Гражданина.

Игорь Тальков прожил всего 34 года (1956-1991). Убит в Петербурге в концертном зале «Юбилейный». Родители Игоря, Владимир Максимович и Ольга Юльевна, потомки русских офицеров, были репрессированы и познакомились в местах заключения. Сам Игорь родился в деревне Грецовка, недалеко от Щекино Тульской области, где его родители жили без права возвращения в Москву. День его рождения – 4 ноября, память Казанской иконы Божией Матери – праздник, установленный в честь освобождения русской столицы от польских интервентов.

СЦЕНА КАК ПОЛЕ БОЯ

Творчество Талькова далеко выходит за рамки эстрады. Сцена для него была полем боя, а зритель – ратью, которая объединялась под стягом его песен.

«Песни гражданского содержания – мой метод борьбы с несправедливостью, ложью, злом, и, несмотря ни на какие препятствия, я буду бороться до конца. Я знаю: люди слышат меня, я вижу реакцию на праведный гнев за Русскую землю в их глазах и чувствую поддержку миллионов рук».

Игорь изучал историю России по материалам, которые разыскивал в архивах и библиотеках. Для этого он обязательно выделял хотя бы два часа в день. После одной бессонной ночи, проведенной за чтением рукописей, Игорь за несколько минут написал песню «Россия», ни разу не исправив ни одной строки.

Услышав впервые эту песню, брат Талькова Владимир сказал: «Игорь, я совершенно уверен, что «России» тебе не простят… Это песня истинно русского человека, у которого действительно душа болит за Родину, за поруганную честь России. Этой песней ты подписал себе смертный приговор». Игорь, подумав, ответил: «Отступать дальше некуда, а свернуть с пути – значит предать свое дело».

Когда Тальков пришел с «Россией» в передачу «До и после полуночи», съемочная группа, состоящая из того самого «обманутого поколенья» приняла решение бесплатно снять ему клип, стоящий тогда недешево.

sddefault

ПУТЬ К СЕРДЦУ И УМУ

Созданные по образу и подобию Творца, люди и сами способны творить. Многими талантами наделил нас Господь, много дал возможностей для творчества. Но какое из искусств наивысшее, какое имеет наибольшее воздействие на людские души?

Хорошего писателя называют художником. Талантливого художника – поэтом. А самые благозвучные поэтические произведения называют песнями, гимнами. Музыка сама по себе трогает сердце человека, настраивает его на определенный лад. Но воздействие музыки усиливается в разы, если это не просто мелодия, но и положенные на нее стихи. Недаром и наше обращение к Богу во время церковной молитвы воплощено в песнопения.

«Песни – это кратчайший путь к сердцу и уму человека», – говорит Игорь Тальков.

Но Тальков не только пел песни, он ездил по Союзу с театрализованным представлением «СУД», основанным на истории страны с 1917 года и до нашего времени. Зрители были потрясены всем происходящим на сцене. Владимир Тальков вспоминает: «После концертов ко мне часто подходили люди, иногда довольно преклонного возраста. Например, после концерта в Сочи ко мне подошла женщина приблизительно семидесяти лет. Она была очень взволнованна:

– Боже мой, то, что делает Игорь, просто уму непостижимо! Сейчас появились очень смелые статьи, но они все равно не так волнуют душу, не так влияют на разум. Я воспитана в прокоммунистических традициях, всю жизнь проработала учительницей и воспитывала детей в тех же традициях. А вот сейчас всего за два часа Игорь перевернул мое мировоззрение. Если бы можно было найти такую огромную аудиторию, которая вместила бы в себя миллионы людей, и показать спектакль Игоря, то это могло бы изменить судьбу России».

ЗА ЧТО УБИЛИ ТАЛЬКОВА?

Конечно, налицо несостоятельность версии о бытовом конфликте музыканта с охранником певицы Азизы. Главный подозреваемый по делу Талькова – администратор его группы Валерий Шляфман. Если он и не стрелял сам, то уж с большой вероятностью замешан в деле. Но он успел перебраться в Израиль, правительство которого даже не позволяет допросить подозреваемого по месту жительства.

Режиссеры развала страны слегка пустили поводья, позволив поэту сказать свое слово народу, донести до него правду. Но популярность Игоря росла. Его концерты шли в переполненных залах и часто переходили в митинги. Он постепенно становился лидером, за которым мог пойти народ. Этого уже не могли стерпеть теневые деятели, которым творчество Игоря давно стояло поперек горла, и которые терпели его только до тех пор, пока он спостобствовал их планам. Но августовский путч состоялся, и СССР вышел на финишную прямую к Беловежским соглашениям… Талькова решили срочно убрать.

И вот – убит поэт… Прервана земная жизнь, убито тело. Но можно ли убить его бессмертную душу? Можно ли забыть его песни? Семена тальковской музыкальной проповеди были брошены на добрую почву, брошены не зря, ведь и их плоды мы пожинаем сейчас в осмыслении своей истории и миссии, в духовном подъеме народа, в возрождении Православия.

«Не дано Вам, иудам, понять
В чем секрет нашей силы;
И не вычислить, и не разгадать
Тайной мощи России.
Просыпается русский народ,
Поднимаются веки,
А прозревший, он вас проклянет.
Проклянет вас – навеки».

Ольга Дубовицкая, составитель книги «Монолог», в эфире передачи «Вечер с Дмитрием Дибровым», рассказала о своей беседе с Игорем 2 октября 1991 года: «Игорь был убежден, что существует нечто, которое обладает властью над властью, это закон над законом, это категория людей, у которых в руках весь капитал, которым нужно подчинить себе каждую часть Земного шара. И эти люди в каждой части Земного шара определяют того прокуратора, который этой частью владеет, чтобы делать то, что для них удобно. Игорь был убежден, что в свое время Ленину был дан приказ развалить Российскую империю. Почему? Потому что это опасный народ, который очень трудно подчинить себе, по сути, по природным корням, по природе русской души, потому что это народ, который меньше верит политикам и больше поэтам. Именно поэтому поэты и убирались первыми, считал он. Потому что, действительно: выйди к народу поэт или политик… люди все-таки скорее поверят поэту. Он считал, что у Горбачева было задание от той же верхушки, которой он служит, развалить Союз, что Горбачев с успехом и исполнил. И его подняли по иерархической лестнице той власти, которая над властью. В последние дни он разочарован был в Ельцине, он не утверждал, не говорил того, что у Ельцина задача развалить Россию, но предполагал, что это именно так. В итоге он пришел к выводу, что ничего хорошего нас не ждет».

«МОЙ ИДЕАЛ – ИИСУС ХРИСТОС»

«Мой идеал – Иисус Христос». Это признание Игоря Талькова из книги «Монолог», в которой он будто беседует с читателем с глазу на глаз, ненавязчиво рассказывая о своей жизни.

Некоторым образом характеризует Талькова история, рассказанная в этой же книге:

«В 1988 году рано утром после ночной работы я гулял в районе Коломенского и на территории деревни Дьяково городище, увидел лежащий на земле крест, недалеко от полуразрушенного Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он, видимо, был сброшен с купола церкви, так как был изувечен и погнут у основания, наверное от удара о землю. На несчастном изуродованном кресте уже оставили свои “автографы” “Петя и Ваня” в виде “иксов” и “игреков”, но от этого он не переставал быть символом Бога Живого.

У меня сжалось сердце при виде подобного кощунства, и я решил отнести крест к себе домой. Возможности сделать это немедленно не было, поскольку крест был огромен, и человека, обладающего подобной ношей, ротозеи могли принять за вора.

В поисках потайного места я вошел внутрь Храма Иоанна Предтечи, двери которого были распахнуты настежь. Хаос в Храме потряс меня: пол был загажен, у заплесневелых стен явно вырисовывались следы его “прихожан” в виде консервных банок, пустых бутылок и остатков кильки в томатном соусе. Божья обитель служила притоном для местных алкоголиков. Оставить там крест было бы святотатством, и мне пришлось искать другое место. Я набрел на заброшенную монашескую келью и положил в нее крест, решив вернуться за ним ночью. Вернулся вместе с другом. В кромешной тьме, когда мы наощупь стали пробираться к келье, раздался треск, и что-то тяжелое, просвистев над моим ухом, ударило друга по голове. Как потом выяснилось, створка двери сорвалась с петель. Дико закричав, больше от испуга, чем от удара, мой спутник метнулся к выходу. Окровавленный, с выпученными от ужаса глазами, он пролепетал: “Это знак. Крест забирать нельзя!” – “Но ты же получил по голове, а не я, значит, мне можно”, – ответил я.

Забрав крест, мы вернулись домой. С тех пор он является не только священным символом, но и “термометром” отношения ко мне людей…

Иногда, общаясь с людьми, которые называют себя моими друзьями и с которыми я делю порою и стол и кров, в моей душе вдруг появляется отчуждение. В период постоянной загруженности, забывая о сне и еде и отдаваясь творчеству целиком, я невольно открываюсь для человеческой подлости.

Как раз находясь в подобном полуреальном состоянии, я и совершал прогулку по Коломенскому, когда забрел в Дьяково городище и нашел крест.

Теперь ясно, что это была не просто находка. Это был мой крест! Недаром я нес его на себе два километра по темному ночному пути от места его поругания под крышу своего дома, вернув ему прежнюю святость омовением святой водой.

Тогда я подумал: возможно, крест был послан мне в защиту от лжедрузей и предателей. Одни перестали бывать у меня дома, узнав об этой истории, другие чувствовали себя плохо, побывав у меня в гостях, и что самое интересное: тот “друг”, который был в ту ночь со мной и “получил по голове”, предал меня первым. Вот так. Вслед за этим предательством последовали и другие…»

Последним и самым циничным стало предательство Валерия Шляфмана, одного из ближайших соратников, члена его команды, его «Спасательного круга», как называлась музыкальная группа Талькова.

«Спасательный круг,
Ты один – моя надежда, мой друг…»

Что ж… И среди двенадцати учеников Христа нашелся один Иуда.

Заканчивает Тальков свой «монолог» словами:

«Россия – боль моей души.
Социальные песни – крик моей души.
Бой за добро – суть моей жизни.
Победа над злом – цель моей жизни.
Если я кому-то и служу, то только Господу Богу, и отчитываюсь за содеянное в этой жизни только перед Всевышним».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение не хочется говорить много. Хочется сказать лишь о том, что сегодня в информационном пространстве Игорь Тальков чудесным образом снова превращается в наивного романтика, исполнителя «Чистых прудов» и «Летнего дождя». «Все хорошо, не надо волноваться… – убаюкивает нас ТВ. – Не надо нам потрясений, не надо Талькова-бунтаря, не надо “Родины моей” и “Господ демократов”. Все прошло, война окончена – ешьте, пейте, смотрите “Голос”…»

Нет. Не окончена. Где вы, воины?..

Павел Сушков, газета “Дивеевские колокола”, №10 за октябрь

Оценить

Комментарии:

Один комментарий к этой записи

  1. Ольга

    Статья очень понравилась, спасибо автору за память о таком великом человеке, как Игорь Тальков.

     

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.