Как быть, если ваш ребенок не отличник?

В 6-7 лет дети идут в первый класс. От того, насколько успешно или неуспешно они овладеют учебной деятельностью, во многом будет зависеть, как сложится их школьная жизнь, отношения со сверстниками, учителями, взрослыми.  Новая школьная жизнь – большой стресс для ребенка. Как поддержать его в этот непростой момент жизни? Консультрует Людмила Юрьевна Тимакова, педагог-психолог из г. Выкса.

1 сентбря - День знаний. Учительница и дети.

Система оценок

С началом обучения в школе у ребенка сильно изменяются отношения с окружающими людьми. Несмотря на то, что он продолжает жить в том же доме, ходить по тем же улицам, жизнь его кардинально меняется. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения школьным правилам. Усиляют контроль и родители: проверяют домашние задания, составляют режим дня и т.д. В жизни ребенка появляется оценочная система, которая исходит от учителя. Дети, ориентируясь на эту оценку, сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и троечниками, хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств.

Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка, все хотят с ними дружить, родители и взрослые восхищаются ими. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают  уверенность в себе, в своих возможностях. Как правило, с ними никто не хочет дружить,  от родителей они слышат упреки и вздохи сожаления. Не удивительно, что в такой ситуации у ребенка пропадает желание ходить в школу.

Православный школьник

Благоприятная обстановка

Как же быть, если ваш малыш оказался в числе неуспевающих? Паниковать не стоит. Учебная деятельность не дается человеку от рождения, ее надо сформировать. Поэтому задача родителей на этом этапе состоит в том, чтобы помочь ребенку научиться учиться, а так же наладить отношения со сверстниками и помочь поверить в собственные силы. Вот несколько несложных советов как это сделать.

Для начала забудьте фразу «Что ты сегодня получил?»

Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте – это не займет много времени.

mother and child

Учимся вместе

Присутствуйте  при выполнении домашней работы и помогайте по мере необходимости. Пытаясь подтянуть малыша до уровня отличника или хорошиста, родители часто впадают в две крайности: либо заставляют сидеть за уроками с утра до вечера, при этом не оказывая никакой действенной помощи, либо все, от начала до конца, делают за ребенка, которому  остается лишь переписать в чистовик готовое задание. И то и другое – плохо. В первом случае от перенапряжения и стресса у ребенка появится отвращение к учебе, а во втором – его некомпетентность быстро вскроется при самостоятельной работе.

После выполненной работы обязательно похвалите малыша: «Вот видишь, какой ты молодец. Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример». Тогда у ребенка появится позитивная установка «Я могу, у меня все получится». Помните: пройдет еще какое-то время (от 3-х до 6-ти месяцев), пока ваш ребенок поймет, что делать уроки – это его обязанность и втянется в обучение.

После школы не торопитесь сразу садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов.

Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки». Лучше, если они будут подвижными.

Всегда начинайте с самого трудного, пока внимание на высоте. А то, что ребенку знакомо с детского сада (например, рисование), он сумеет сделать и после того, как кривая сосредоточенности пойдет на спад.

Первоклассники

Отношения со сверстниками

Провожая ребенка в  школу, избегайте фраз: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.д.  Этими фразами вы «программируете» ребенка на целый день и тем выражаете недоверие его собственным добрым стремлениям. Лучше пожелайте ребенку удачи, подбодрите, выразите уверенность в его силах, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.

А если на фоне плохой успеваемости не наладились отношения с одноклассниками, сами пригласите их в дом, устройте детский праздник с веселыми забавами и угощением, ведь в это время дети с удовольствием ходят в гости. И ненароком подчеркните достоинства своего ребенка («Это Дашин наряд – она у нас ходит в восточные танцы» или «Это Сашина награда за первое место по плаванию» и т.п.) Радость и удовольствие, которые дети испытают от посещения вашего дома, автоматически перейдут на сына или дочь. Они станут более популярными в классе, а «хорошая мама» будет причислена к числу их достоинств.

Л.Ю.Тимакова, педагог-психолог ГКУ «СРЦН г.Выкса»

Оценить

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.