Лоскутные шедевры Маргариты Смирновой

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Профессиональное искусство больших мастеров вызывает восхищение и заставляет преклоняться перед совершенством их творений. Наивное искусство непрофессионалов привлекает прежде всего открытостью и чистотой чувств, искренностью и, часто, неожиданностью сюжетов и технических приёмов, не укладывающихся под час в общепринятый канон. И ещё есть одно уникальное свойство у художников, как их раньше называли «самодеятельников», оно заражает желанием творить, даже тех, кто ранее был очень далёк от искусства.

Так, работая в музее народного творчества, бывшая выпускница Куйбышевского института культуры Маргарита Смирнова увлеклась созданием картин-панно на ткани из лоскутков. И, что самое интересное, она стала делать не просто добротные декоративно-сувенирные панно, коих не мало на выставках и в продаже, а лоскутные сюжетные картины на серьёзные темы. «Не зло победит зло, а только любовь», «За отечество», «Возвращение блудного сына» и другие произведения, тематический диапазон которых явно не укладываются в привычные видовые рамки декоративно-прикладного искусства.

_MG_7574

Целая серия работ Маргариты Смирновой связана с царской династией Романовых, с ознаменованием 400-летия их дома. Основой для некоторых композиций послужили детские рисунки великих княжон Татьяны и Ольги – это такие произведения как «Царица» и «В блаженном успении». При сохранении наивной неумелости детского рисунка, автор сумела предать той и другой композиции черты торжественной монументальности, которая ощущается и в гордой осанке царицы, в её образе легко угадываются черты Александры Фёдоровны Романовой, и в чёрном силуэте почившей монахини, словно соприкоснувшейся с безмолвием вечности.

Необыкновенно трогательно панно «Сокол мой ясный, царевич прекрасный», посвящённое цесаревичу Алексею. В поярусной композиции автор передаёт события протяжённые во времени от счастливого солнечного детства, до кровавых революционных дней, мученической смерти и выражает идею уготованного ему престола небесного в символах-атрибутах царской власти.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Не менее драматичны композиции «Святые царские мученики, молите Бога о нас» или «За святую Русь». Но ещё более любопытно то, что несмотря на трагедийность сюжетов, в образах всех произведений Маргариты Смирновой присутствует некий внутренний свет. Даже в таком панно как «Помрачение», где конфликт добра и зла, света и тьмы показан открыто на контрастном противостоянии, общее впечатление радостное, так как нет никакого сомнения, что победа будет на стороне добрых сил. Играет всеми цветами радуги композиция «Батюшка Серафим». Она словно источает мягкий льющийся свет сродни смальтам византийских мозаик. Ощущением бесконечного счастья и праздничности полно панно «Райское детство».

Маргарита Смирнова не только берётся за необычные сюжеты, но и сама техника лоскута, в которой она работает, напоминает не шитьё, а письмо мастихином, когда форма лепиться широкими пастозными мазками, что создаёт внутреннее напряжение образа. Цветные лоскутки, наложенные один на другой, образуют особый ритм, некое целенаправленное движение, что предаёт образу эмоциональность и контактность. Произведения хочется по долгу рассматривать, заражаясь энергией автора.

Лоскутная картина

Кажется, что в образном строе лоскутных произведений Маргариты Смирновой отразились и её детские воспоминания о дорогой бабушке с её старинными мелодичными песнями, и собственные мечты о внуках, и её поиски опоры в этой жизни, и открытие для себя и других радости православной веры.

Выставка, приуроченная к Пасхальным дням, стала откровением для ульяновцев, а затем с ней познакомились жители села Дивеева Нижегородской области. И в первом, и во втором случаях творчество Маргариты Смирновой стало неким откровением, так как оно ещё раз подтвердило, насколько важно в искусстве искренность и наполненность души автора, насколько увлечённость художника рождает отклик у зрителя. Очевидно, не один посетитель выставки Маргариты Смирновой «заразился» от неё болезнью творчества. От света рождается свет, от добра – добро, а от деятельности чутких к красоте и правде людей рождается истинное искусство, которое помогает жить и выжить, преодолевая трудности, идти вперёд, приумножая свет.

Наталья Квач, искусствовед, член Союза художников России, с. Дивеево

_MG_7575

Оценить

Комментарии:

Один комментарий к этой записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.