Текущий год отмечен замечательной датой – 1000-летием со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Трудно себе представить, что к своему 25-летию молодой князь, помимо всех военных и политических достижений, ещё и прошел огромный путь внутреннего развития, осознанно приняв христианскую веру и совершив неслыханное – крестивший целый народ.
Конечно, такие события не свершаются без особого промысла Божьего и участия Его благодати. Но, как известно, Господь спасает нас не без нас, и делам веры свойственно соработничество Бога и человека. Поэтому заслуги князя, признанного Православной Церковью равноапостольным, умалять ни в коем случае нельзя. Нельзя и не упомянуть того, что Евангельское семя нашло в сердцах славян добрую почву и дало обильный урожай – «иное в тридцать, иное в шестьдесят, иное в сто крат».
О русах того времени известно, что жили они довольно просто, большими родовыми общинами, в которых очень уважали старших. Русы не любили роскошь, а все важные вопросы решали сообща, собираясь на вече. Князя можно было отличить от подданных лишь по чистоте рубахи, а в походах князь даже сидел на веслах вместе с остальной дружиной. Бытующее в определённых кругах мнение о том, что крещение Руси было совершено «огнём и мечом», не соответствует действительности, ввиду того, что свободолюбивые славяне едва ли потерпели такое насилие над собой от собственного же князя.
Ещё одной характерной чертой русов являлась терпимость к другим народам и религиям. В языческом государстве спокойно существовали христианские храмы и даже монастыри, селились хазары, исповедовавшие иудаизм. Чужеземцы, посещавшие Русь, отмечали высокую нравственность славян, их доброту, отсутствие лукавства, гостеприимство. Некоторые из путешественников хвалили обхождение восточных славян с пленными, которым оставляли жизнь, и отмечали, что у славян пленные не работали целый век, как у других народов, но после известного срока их освобождали. Надо отметить, что при этом русы не были безвольны и мягки, и в случае нападения стойко защищали свою землю. Но никогда не были агрессивны по отношению к соседям, или жестоки к ним.
Конечно, все эти черты не могли быть не присущи и национальному лидеру. Князь Владимир, переросший духовно языческое поклонение идолам, сначала рассмотрел все доминирующие религии того времени.
Христианство было принято сначала князем, а затем и народом, потому что Евангельские заповеди оказались очень близкими и понятными славянам: чти отца своего и мать, не кради, не убивай, не присваивай чужого, будь милосердным и люби ближнего своего. Христианство воспитывает твердых и волевых людей, способных бороться со своими желаниями и страстями, жертвовать собой ради ближних, ради своего народа. Поэтому решение Владимира принять православную веру было обдуманное, трезвое, с полным пониманием того, что христианство является единственной полноценной и справедливой религией, отвечающей глубоким запросам славянской души.
Объективному взгляду видно, что любая религия или учение является носителем некоего духа, определяет путь своих последователей. «Древо познается по плоду». Данная человечеству Самим Богом христианская религия, помимо его мистической составляющей, является идеальным способом земного существования. Свидетелем тому – тысячелетнее Русское государство, сыгравшее огромную роль в мировой истории, неисчислимые достижения русского народа, его богатейшая и глубочайшая культура, огромное количество ярких мастеров слова и кисти, гениальных композиторов, смелых исследователей и непобедимых полководцев, талантливейших изобретателей.
Выбор Владимиром православия, безусловно, определил ход человеческой цивилизации, повлиял на судьбы мира. Избрав путь соработничества с Творцом, русский народ сотворил свою уникальную историю, создал величайшее Государство и культуру.
И только лишь утратив веру, потерял свои прежние позиции. Но пути Господни неисповедимы, и, быть может, и мы, сегодняшние потомки древних славян, как и мудрый наш предок, снова сделаем свой выбор истинной веры взамен истуканов богатства, удовольствия и похоти. И тогда история повторится, и Русь вновь засияет спасительным маяком другим народам, заблудшим в мраке современного бытия. Дай-то Бог!
Публикация в газете «Дивеевские колокола» №7 за 2015 г.
Автор: Павел Сушков