Мама с гневом смотрит на свою дочку Аню, девочку-подростка 13 лет. Сегодня маму вызвали к директору. У одноклассницы Ани пропала небольшая сумма денег, и как оказалось, эти деньги взяла Аня. Хотя сумма была незначительной, сам факт воровства неприятно поразил всех – он бил не только по репутации Ани, но и по репутации элитной школы, на которую мама, выбиваясь из сил, зарабатывала на двух работах (папы у Ани не было).
– Бесстыжая, как ты могла это сделать? – выговаривает дочке мама – У нас же все есть, чего тебе не хватает? Я все свободное время трачу на то, чтобы дать тебе достойное образование. На лице у мамы слезы.
Аня стоит, потупив взгляд. В душе ее нет ни капли сожаления. Ей вовсе не нужны были эти пятьдесят рублей, но как еще отвлечь маму от этой ненавистной работы. Пусть мама сейчас грозная и злая, но хотя бы какое-то время она теперь будет проводить с ней. Так было, когда маленькая она отказывалась спать одна, когда била подружек в садике, скатывалась до двоек в четвертом классе…
Подобные нарушения поведения подростков, какими бы «ненормальными» и даже «больными» они не казались, очень часто есть не что иное, как здоровые реакции их чувствительной психики на ненормальные, больные или лучше сказать болевые, (причиняющие душевную боль) обстоятельства. Подобное стремление вернуть себе внимание – полуосознанное или даже неосознаваемое. Когда ребенок нарушает нормы и требования, не подчиняется родителям, не слушается, не учится, то он тем самым сигнализирует: «Мне плохо, помогите мне!».
Остается лишь предполагать, какой следующий поступок совершит Аня, чтобы отвоевать для себя кусочек материнского внимания.
Как бы это странно не звучало, но часто дети недополучают внимания и заботы от родителей, которые их искренно любят. Только любовь их выражается в том, чтобы максимально хорошо обеспечить ребенка материально. Они работают по 20 часов в сутки и могут дать ребенку много благ, но забывают про то, что ему нужно внимание родителя и общение с ним, что кроме физических потребностей, у него существуют еще и духовные. И вторые важны не менее, а может и более, чем первые. Давно уже известно психологам такое заболевание как «госпитализм», которое распространено в домах ребенка. Несмотря на прекрасные условия, питания по режиму, соблюдение всех санитарно-гигиенических норм, умирают физически здоровые дети. Происходит это не от плохого ухода, а от недостатка эмоционального тепла, любви, заботы, внимания, предназначенных только ему.
Люди, выросшие в среде безразличия и недостатка родительской или опекунской заботы, часто становятся преступниками, наркоманами и алкоголиками. Только, как понимаете, это происходит не сразу.
Сначала, в дошкольном и школьном возрасте, они попадают в категорию «трудных» детей, т.е тех , которые не слушают своих родителей, постоянно упрямятся, дерутся, обманывают, плохо учатся, затем, становясь подростками, оказываются в «группе риска». Здесь ситуация сложнее, дети начинают прогуливать школу, уходить из дома или «уходить» в алкоголь, наркотики, компьютерные игры, ранние сексуальные связи.
Часто в подростковом возрасте формируется черта, называемая «демонстративным негативизмом» когда дети, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, однако подросток, действуя по принципу: «пусть лучше ругают, чем не замечают», — извращенно реагирует на внимание окружающих и продолжает делать то, за что его наказывают.
Развитие личности может пойти и по другому пути. Для детей отсутствие положительного, персонального внимания равнозначно отсутствию любви (хотя на самом деле это и не всегда так). «Со мной не общаются, значит, меня не любят, а раз меня не любят, значит, я плохой»», — думают они. Возрастает тревога, падает самооценка, снижаются достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей — желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу. Подросток становиться безынициативным, безразличным, ведомым.
И все это, дорогие родители и воспитатели, происходит от отсутствия заботливого внимания.
Если вдруг по каким-то причинам вы отнесли себя к той группе родителей, которым не мешало бы побольше уделять внимания своим детям, или у вашего ребенка наблюдаются описанное выше поведение, то для вас существует ряд простых рекомендаций, которые позволят изменить отношения с ребенком в лучшую сторону.
— Заведите привычку: за завтраком, обсуждать предстоящий день, когда все спокойные и отдохнувшие. Во время утренних хлопот предложите новую традицию – обмен позитивными мыслями, цитатами, анекдотами для создания хорошего настроения на весь день. Привлекайте детей к приготовлению завтрака. Даже незначительная ежедневная обязанность, такая, как намазывание маслом бутерброда, может повысить самооценку ребенка и дать ему понять, что он – важный член семьи.
— Превратите повседневные домашние заботы в командное соревнование. Дети любят обычаи, и еще они любят домашние дела. Кормление питомца, вынос мусора, вытирание пыли, заправка салата соусом – эти задания по плечу вашему ребенку. То, что для вас – рутина, для детей может быть увлекательным занятием. И не бойтесь слишком рано начинать вовлекать ребенка! Чаще всего дети любят помогать. Простая работа, такая, как протирание пыли с телевизора или загрузка стиральной машины, показывает важность сотрудничества в семье, развивает прочную этику труда и, вместе с тем, чувство благодарности. Для подростков, более искушенных в житейских делах, подойдут такие занятия, как изучение приготовления блюд, покупка продуктов, глажка одежды. Это привьет детям важные жизненные навыки. Справляясь с домашними хлопотами непринужденно, весело и в духе командного сотрудничества, все получают пользу: увеличивается совместно проведенное время и уменьшается потребность детей во внимании. xxx
— Установите семейный обычай, который завершает каждый день, и дети будут ждать вечера с приятным предвкушением. Выполните все гигиенические процедуры, забудьте о всех заботах и полежите вместе немного, почитайте небольшой рассказ или просто обнимите ребенка со словами “Спокойной ночи!”. Помните, как только вы пожелали спокойного сна, общение прекращается. Не поддавайтесь на требования “почитай еще немного” и “хочу еще пить”. Придерживайтесь установленного распорядка дня, и ваши дети проснутся утром отдохнувшими и веселыми. Спокойный ритуал отхода ко сну также дает и вам возможность отдохнуть (это важно как для детей, так и для вас лично) и провести приятные моменты наедине с мужем, когда дети вас не беспокоят.
— Освободите один вечер в неделю для совместного времяпровождения всей семьей, заведите такую традицию. Поужинайте вместе, поиграйте в парке, сходите в кафе-мороженое или посмотрите кинофильм, удобно расположившись дома на диване. Обычно лучше всего для этого подходят вечера пятницы, когда не мешают домашние дела и еще не наступило время планов выходного дня. Цель такого мероприятия – собрать всех воедино и устроить общее развлечение. Семьи, в которых приняты совместные игры, наиболее крепкие.
— Настольные игры — прекрасный способ задействовать всю семью. Пусть дети сами выберут, во что вы будете играть. Игры на улице, такие, как волейбол, прятки, догонялки, городки обеспечат всех участников приподнятым настроением. Самые маленькие дети могут вести счет игры или быть болельщиками. Вспомните игры своего детства, научите детей в них играть, получите удовольствие вместе с ними!
— Пусть дети помогают планировать дни рождения, поездки, распорядок на неделю, семейные выходные. Дети любят изучать рекламные буклеты и писать список желаний на праздничные дни. Если они участвуют в планировании, то чувствуют себя не только важными участниками семейных решений, но и берут на себя ответственность за то, чтобы совместные развлечения прошли наилучшим образом.
— Не устраивайте допросов, просто поговорите с ребенком. Вместо того, чтобы спрашивать “Что было сегодня в школе?”, расскажите ему, как прошел ваш день. Это самый легкий способ завязать непринужденную, доверительную беседу. Подросток особенно нуждается в вашем понимании, он должен быть уверен, что может поделиться своими проблемами с вами. Если он знает, что от вас можно ожидать только волнений, то не будет с вами делиться, чтобы не волновать лишний раз. Замечательный способ растопить лед — будьте самой собой, расскажите ребенку о своих проблемах. Здоровые отношения с детьми строятся тогда, когда родители делятся своими ежедневными проблемами и с уважением относятся к мнению детей. Так строится доверие и взаимопонимание, и тогда ваш ребенок будет более открыт с вами.
— Совместный ужин — одна из наиболее важных ежедневных возможностей для упрочения семейных связей. По возможности, ужинайте вместе как можно чаще. Постоянство имеет решающее значение. Во время еды отключите телефоны и телевизор, чтобы ничто и никто не отвлекали вас. Предоставьте каждому ребенку возможность рассказать о том, как прошел день, а также поделитесь своими впечатлениями. Пусть общение будет легким, отложите дискуссии и серьезные темы на другое время. Самое главное – превратить ужин в удовольствие, объединяющее всех членов семьи.
И помните, пожалуйста, уважаемые родители! Главный закон воспитания – это любовь. Любить своего ребёнка – самое естественное и одновременно самое трудное в родительской доле. Ребёнок, лишённый внимания родителей, не уверенный в их любви, получает глубокую психологическую травму, испытывает боль, которая будет сопровождать его всю жизнь.
Педагог-психолог Тимакова Л.Ю.