Развитие информационных систем, кроме безусловных плюсов (доступ к информационным ресурсам, быстрый обмен информацией) принесло в этот мир и новую болезнь – компьютерную зависимость. Стремительно растет число подростков предпочитающих виртуальный мир реальному. Как правило, родители замечают, что с их детьми творится что-то неладное тогда, когда болезнь достигает своего апогея. Дети становиться нервными, раздражительными, агрессивными, перестают ходить в школу, теряют друзей, начинают обманывать, объясняя причины низкой успеваемости. В их жизни остается место лишь компьютеру с его виртуальной реальностью и общением.
Первая реакция родителей – гневные обвинения в адрес государства и СМИ, мол, не защищают и показывают вредные, губительные вещи. Действительно, то, что транслируется нам с экранов телевизора часто не полезно для подрастающего поколения. Однако, если внимательно посмотрим по сторонам, то увидим, что не во всех семьях дети подвержены этому пристрастию, хотя все находятся в одной и той же среде перенасыщенной агрессивными импульсами.
Так почему же у одних родителей дети становятся зависимыми, а у других нет? И что делать, если беда все-таки случилась?
Отвечая на первый вопрос, отметим, что зависимыми дети становиться в тех семьях, где родители очень заняты. Неважно, что это – домашние дела, общественная деятельность, работа, выяснение отношений друг с другом и т.д. Важно, что ребенок предоставлен сам себе. Часто такие родители следят за тем, что бы их дети были сыты обуты, одеты, хорошо учились в школе, делая основной упор на удовлетворение физиологических потребностей и общественное мнение. Однако, кроме этих потребностей, есть еще и другие, без которых невозможно нормальное развитие ребенка. Это потребность в положительных отношениях со взрослыми людьми, потребность в установлении глубоких эмоциональных связей с близким человеком, потребность в любви принятии, одобрении. И если эти потребности не удовлетворяются в семье, то они с успехом удовлетворяются в интернете. Социальные сети полны желающих пообщаться, поделиться своими чувствами, дать совет, поддержать. Появляются друзья, которые всегда рады твоему присутствию. В этом случае для подростка стирается грань между реальным и виртуальным миром, его неотвратимо тянет туда, где он принят, любим, значим.
Многое зависит и от того, каких методов воспитания придерживаются в семье. Так, если родитель(ли) имеет жесткий, авторитарный стиль воспитания, при котором решающим всегда и везде является его мнение, последним его слово, общение с ребенком происходит в форме приказов и указаний («Помоги мне!», «Сейчас я занята!», «Не мешайся!», «Вынеси мусор!»), «Делай что я сказал(а) и как я сказал(а)!», тогда компьютерная зависимость является своеобразной местью, протестом против такого отношения родителей.
И, наконец, немаловажную роль играют личностные особенности самого подростка. Большинство детей, имеющих компьютерную зависимость, не умеют налаживать желательные контакты с окружающими, у таких детей, как правило, нет друзей. Допустим, ребёнок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть, и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не складываются. Если такое положение вещей не устраивает ребёнка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он – главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель).
Теперь ответим на второй вопрос «Что же делать?»
Первое, что нужно сделать родителям, это восстановить доверительные отношения с подростком. Выделить для своего ребенка определенное время для совместных игр и занятий, и строго придерживаться этого правила.
Важнейший этап лечения компьютерной зависимости – это привлечение страдающего подростка в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Необходимо показать человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера (боулинг, сноуборд, выходы за грибами, пейнтбол, походы на байдарках, футбол и проч.), которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.
Нужно разработать режим дня совместно с подростком. Нагружать его работой по дому. Записать в секции и кружки. Очень важно объяснить, для чего это делается. Можно совместно придумать наказание в случае несоблюдения. Хорошо действует прием «меняемся вместе ». Суть этого приема заключается в том, что значимый взрослый вместе с ребенком проходит процесс изменения режима дня, избавления от вредных привычек, лишения привычных удовольствий (Значимый взрослый – это человек, мнение которого ребенок очень ценит и отношениями с которым дорожит. Это может быть любой человек из близкого окружения: мама, папа, бабушка, дедушка, тетя и т.д.) Привычное удовольствие для ребенка – это компьютер, а для взрослого положим – ежедневный просмотр хоккейных матчей любимой команды. Оба – и подросток и взрослый – составляют режим дня, дела которые необходимо сделать (для каждого дела свои, но делается это совместно), в случае невыполнения написанного следует лишение привычного удовольствия. Если же все режимные моменты соблюдены и дела сделаны, то удовольствие допускается в течение 1-2 часов. Таким образом, взрослый на деле доказывает, что он любит этого ребенка настолько, что готов пожертвовать ради его блага своим личным удовольствием.
Постарайтесь согласовать дневной лимит времени, проводимый за компьютером и добиться, чтобы время не превышало двух часов в день и включало в себя двадцатиминутный перерыв. Нужно запретить проводить время за компьютером перед сном.
Ни в коем случае нельзя поощрять и популяризировать компьютерные игры в вашем доме, например, просить научить играть и т.п.
Помогите вашему подростку сделать жизнь настолько увлекательной, чтобы компьютерные игры и социальные сети не могли заменить живого общения и достижений в реальности. Дайте вашему ребёнку повод гордиться собой.
Людмила ЧУДНОВА, детский психолог