Можем ли мы называть кого-либо «отцами» и «учителями»?

«Здравствуйте! Мой друг – искренне верующий человек, но он не признает святых и Церковь. Из всех книг он читает только Ветхий и Новый Завет, в том числе Послания Апостолов. Говорит, что Христос велел не называть никого учителями и отцами. Православную литературу он не признает, в том числе святоотеческую, считая, что святые просто подвергались искушению от лукавого. При этом он горячо верит в Иисуса Христа, делает людям добро, открыто исповедует свою веру. Еще он считает, что во исполнение заповеди «Не убий» нельзя убивать, даже защищая Отечество, мол на все воля Божья. Я понимаю, что он неправ, но доходчиво объяснить не могу. Помогите найти нужные слова для вразумления моего друга». Александр, Нижний Новгород.

Отвечает протоиерей Владимир Сушков, настоятель храма в селе Верхняя Верея (г.о. Выкса):

Патриарх КириллДорогой Александр! Истинно верующий человек не может отрицать Церковь и святых. Если Ваш знакомый действительно верует во Христа, признает Евангелие и учение апостолов, то должен знать, что Господь наш Иисус Христос для того и воплотился, страдал, умер на кресте и на третий день воскрес, чтобы основать на земле Церковь Тела Своего, и посредством Ее даровать людям спасение от власти греха и смерти.

Не называть себя «учителями» и «отцами» (Матф. 23:8-10) Господь воспретил в том смысле, что учение у христиан одно – Христово, и учат пастыри и наставники не сами, а благодатью Святого Духа. Так же и отцом христиан самовольно никто не может себя сделать, а только по действию благодати. Потому в высшем смысле у нас один отец, учитель и наставник – Христос. Но на земле Господь поручил Своих овец пастырям и наставникам, которых благодатью Святаго Духа соделал учителями и отцами.

Господь Бог Дух Святый ведет человека к святости, усыновляет нас Богу, но не против нашей воли: «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». То есть, мы можем стать сынами Божьими по благодати, но только если сами захотим этого и будем во всем послушны Богу. Люди, избравшие путь послушания и преуспевшие в исполнении заповедей, обильно восприняли благодать Святаго Духа, возлюбили Бога всем сердцем и всей душой и стали святыми. Они удостоились видений и откровений, сотворили чудеса, стали учителями и наставниками всех ищущих спасения. Они безмерно счастливы высшим небесным счастьем, и явили миру многие сокровенные познания о Боге, о Его благости и непостижимой любви к людям.

Но самовольно человек не может достигнуть успеха в духовной жизни, даже если он верует в Бога. Об этом предупредил Господь Иисус Христос: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7:21). Для научения человеков и спасения их от погибельного пути непослушания, рабства греху, и была создана Вселенская Церковь Христова. Начало ей положили апостолы, которых Господь Сам избрал из Израильтян, просветил Духом Святым и послал в мир для проповеди Евангелия.

О Своей Церкви Бог прямо открыл апостолам: «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18). Иносказательно Он предсказывал это и фарисеям – «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». (Иоан.2:19). Этих слов Спасителя тогда никто не понял, и только через много лет апостол Иоанн в Евангелии пояснил их смысл: «Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус» (Иоан.2:21). Потому и Церковь наша еще именуется телом Христовым и во главе ее – Сам Христос.

Свидетельствует об истинности Церкви вся церковная история, святость ее подтверждается многими чудесами и знамениями с древнейших времен и доныне.

Часто люди не признают Церковь не столько от непонимания, сколько от нежелания подчиняться порядку и правилам церковной жизни, обременять себя новыми обязанностями, постами, молитвенными трудами. Но эта лукавая свобода от христианских обязанностей оказывается, по сути, свободой от Истины.

В Деяниях и Посланиях Апостолов очень много написано о создании Церкви, рукоположении во епископы и пресвитеры. А от заблуждений, подобных этому, предостерегает Апостол Павел: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху». (2 Тим. 4:3).

Публикация в газете «Дивеевские колокола» №4 за 2016 г.

Оценить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.